24-хметровая скульптура была создана в 1937 году для оформления советского павильона на Всемирной выставке в Париже.
Идея композиции и главный архитектор
Идея композиции принадлежала архитектору Б. М. Иофану. Собственно, он же и главный архитектор самого павильона. Памятник должен был стать смысловым акцентом архитектурного ансамбля, призванного поразить всех гостей выставки, символизируя силу и мощь молодого советского государства.
Конкурс среди скульпторов
После проведенного конкурса среди скульпторов создание монумента было доверено Вере Мухиной. Примечательно, что по ее замыслу рабочий и его спутница должны были быть обнаженными, однако цензура партийных работников заставила отказаться от смелого художественного хода. На женщину накинули сарафан, мужчину облачили в комбинезон.
Работа над скульптурным ансамблем
Работа над скульптурным ансамблем продолжалась в авральном режиме 3,5 месяца, чтобы успеть к открытию выставки.
Скульптуру решено было делать из хромникелевой стали, которая своим светом должна была ослепить двуглавого орла, возвышавшегося над немецким павильоном. Вместо принятой в то время технологии скрепления пластин посредством клепок, все 65 стальных частей композиции соединены сваркой.
Транспортировка скульптуры во Францию
Для транспортировки во Францию уже собранную скульптуру разделили на части и в 28-ми железнодорожных вагонах отправили к предназначенному ей месту. Выставка оказалась невероятно удачной для СССР.
Первое место было разделено между советским и немецкими павильонами. Европейские газеты задыхались от восторженных отзывов, называя скульптуру «величайшим произведением XX века». Франция даже хотела выкупить монумент.
Однако это не входило в планы советской делегации. Будучи вновь разобранной на 44 части скульптура отправилась домой.
Установка скульптуры на выставке достижений народного хозяйства
По замыслу худсовета, композиция должна была украсить достраивающуюся к тому моменту Рыбинскую ГЭС. Однако из-за затянувшихся работ по ее запуску скульптуру временно решено было установить у главного входа только открывшейся Выставки достижений народного хозяйства в Москве.
Судьба памятника рабочему и колхознице
К разочарованию Веры Мухиной постамент, на который водрузили ее детище, оказался в три раза ниже, чем был изначально предусмотрено. Но спорить тогда с теми, кто принимает решения, могли немногие. Идеальным местом для композиции Вера Мухина считала стрелку Москвы-реки, там, где сейчас стоит Петр I Церетелли. Но, увы.
Символ «Мосфильма»
В 1948 году Министерством кинематографии сделало «Рабочего и колхозницу» символом «Мосфильма». Для съемок фирменной заставки, знакомой всем любителям советского кино, потребовалось создание уменьшенной копии, так как при съемках оригинала из-за его огромных размеров картинка получалась искаженной.
Реставрация памятника
Скульптуру реставрировали дважды. В 1974 и в 2003-м году. Последняя реставрация длилась целых 6 лет из-за проблем финансирования и обошлась почти в 3 миллиарда рублей.
Зато скульптура получила в точности тот монумент, для которого и была создана — высотой в 34 метра и своей формой в точности напоминающей часть павильона на грандиозной и знаковой для СССР Всемирной выставке в Париже.
Почему вам стоит обратиться к нам- Уровень сервиса
- Интересная культурная программа
- Оперативность предоставления услуг
- Скорость ответа
- Квалификация гидов
- Нет очередям!
- Доверие
Получите бесплатную консультацию по телефону в Москве:
+7 (499) 350-80-81
или напишите нам